некоммерческое партнёрство экономическое сообщество “рэос”

Концепция формирования и развития Общероссийской системы выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной, научной, творческой и физкультурно-спортивной деятельности. [скачать]

В современных российских условиях решение задачи создания системы выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности (в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»), может быть успешным, если объединить усилия государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций. Для этого необходимо определить эффективные формы совместной работы, в том числе используя государственно-частный подход, а также создав единое информационно-коммуникационное пространство для взаимодействия всех участников этого процесса и формирования сетевой инфраструктуры осуществления деятельности по выявлению и поддержке лиц, проявивших выдающиеся способности.

В соответствии с ФЗ «ОБ образовании в РФ» в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в образовательных организациях создаются специализированные структурные подразделения, а также действуют образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к такому типу образовательных организаций (далее – нетиповые образовательные организации), (ч. 5 ст.77).

Создание структурных подразделений и нетиповых организаций в привычной, до сих пор традиционной форме, будет являться сложным и длительным процессом. При этом довольно часто придется сталкиваться с такими проблемами, как отсутствие необходимых помещений, нехватка подготовленных для этих целей учителей, отсутствие необходимой материально-технической базы, в том числе современного оборудования и др.

Эксперты считают, что такие подразделения и организации в основном будут создаваться в крупных городах, и до сельской местности это дойдет не скоро. Таким образом, в системе образования будут созданы отдельные «точки», однако основная часть образовательных организаций будет работать по-старому, что неизбежно со временем приведет к расслоению в обществе.

В настоящее время в России необходимо повсеместно обеспечить равный доступ детей к полноценному, качественному, в том числе к элитному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. Однако серьезной проблемой российского образования до сих пор остается несформированность системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Одной из важнейших проблем современного образования является процесс эффективного использования информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, который в сегодняшней образовательной и управленческой практике носит большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор реализации элитного образования пока не создана.

В современных условиях в развитых странах при решении инновационных и образовательных проектов твердо вжился принцип «нужно объединяться не под одной крышей, а под одной идеей». В настоящее время ведущей технологией доступа к информации является сетевая технология. Глобальная сеть Интернет позволяет трансформировать и реорганизовать с помощью коммуникационных технологий все элементы образовательных систем и все составляющие образовательного процесса во всем мире. Информатизация образования означает формирование новой информационно-образовательной среды и изменение всей образовательной системы с ее ориентацией на новую информационную культуру.

Таким образом, создание системы выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, целесообразно решать в рамках единого информационно-сетевого пространства.

В целях реализации данной концепции предлагается институциональную инфраструктуру системы выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, формировать в форме распределенных сетевых виртуальных организаций.

Под сетевой виртуальной организацией следует понимать временное или постоянное образование экономически независимых и географически разрозненных агентов, комбинирующих человеческий, физический, финансовый, социальный капиталы и ключевые компетенции, обладающих единой сетевой организационной культурой, действующих в рамках контракта и единого информационного пространства и производящих на их основе конечный продукт или услугу. При этом конечный продукт или услуга могут быть как виртуальными, так и традиционными.

Вышеизложенное становится возможным благодаря уже разработанной уникальной информационно-коммуникационной системе нового поколения.

В рамках реализации данной концепции предусматривается решение ряда задач.

На федеральном уровне

Создать:

- федеральный центр поддержки учащихся, проявивших выдающиеся способности;

- комплексную информационно-коммуникационную систему Федерального центра поддержки учащихся, проявивших выдающиеся способности (ПЦПУ), в которой использованы самые современные технологии и средства, в том числе средства электронной цифровой подписи и шифрования, что в совокупности позволило реализовать уникальные функциональные возможности. Привычные для Интернет интерактивные мероприятия (конференции, форумы, совещания и др.) проводятся здесь на новом уровне, с обеспечением однозначной идентификации личности;

- систему дистанционного обучения с уникальными функциональными возможностями, что позволит полностью осуществлять в электронном виде все процессы традиционной формы обучения;

- электронную систему, предусматривающую возможность сдачи экзамена или зачета с любого компьютера, в том числе и с домашнего, однозначно идентифицируя личность и исключая возможности подсказки, подмены, списывания и т.д., которая позволит организовать дистанционное обучение на новом уровне, что сравнимо с технической революцией в этой сфере;

- систему аккумулирования средств для обеспечения материальной поддержки учащихся, проявивших выдающиеся способности, а также финансирования различных мероприятий, проводимых в рамках данного проекта;

- систему грантовой поддержки учащихся, учителей и образовательных организаций;

- систему организации и проведения муниципальных, региональных, окружных, всероссийских и международных олимпиад и конкурсов для учащихся и педагогов;

- систему электронного документооборота, предусматривающую возможность обмена электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью и зашифрованными средствами криптографической защиты;

- систему общественного рейтингования образовательных организаций, региональных министерств и муниципальных управлений образования по результатам деятельности, направленной на обеспечение поддержки учащихся, проявивших выдавшиеся способности;

- систему общественного контроля в сфере образования;

- систему обеспечения общественного признания заслуг работников сферы образования всех уровней;

- общероссийскую Доску почета «Лучшие из лучших российского образования»;

- удостоверяющий центр, который в соответствии с законодательством должен обеспечивать выдачу и обслуживание сертификатов, а также средств электронной цифровой подписи и криптографической защиты;

- федеральную корпоративную электронную библиотеку, определив порядок и механизмы пополнения фонда библиотеки электронными ресурсами, в том числе полнотекстовыми книгами, видеокнигами, аудиокнигами и т.д.;

- «Общероссийский онлайновый педагогический совет»;

- общероссийский банк данных «Меценаты российского образования»;

- Общероссийский союз директоров школ (ОУ), который будет осуществлять основную деятельность в электронном виде, используя возможности специально созданной подсистемы в рамках информационной системы ФЦПУ;

- «Первое Федеральное Интернет-телевидение», в котором имеется отдельный канал «Образование».

- универсальную профессиональную социальную сеть «Универсеть», адаптированную для сферы образования, где используются современные средства, в том числе средства электронной цифровой подписи и шифрования, что в целом позволит говорить о новой эре развития социальных сетей. В отличие от существующих социальных сетей, здесь предусмотрена однозначная идентификация личности и защита информации.

Сформировать электронную базу и издать федеральные справочники:

1. Золотая книга России. Выдающиеся деятели образования и науки;

2. Золотая книга России. Меценаты российского образования.

3. Золотая книга России. Лидеры образования

4. Золотая книга России. Молодые учителя.

Предусмотреть в информационной системе ФЦПУ возможность создания Web- сайтов для образовательных организаций с широкими функциональными возможностями.

Определить порядок:

- создания интерактивного Web-сайта каждому учащемуся и учителю, зарегистрировавшему в системе;

- получения учащимися и учителями средств электронной цифровой подписи и шифрования (криптографической защиты);

- взаимодействия ФЦПУ с государственными органами и органами местного самоуправления;

- разработки и создания проблемных видеолекций и видеоуроков для дистанционного обучения учащихся, проявивших выдающиеся способности.

Организовать дистанционные курсы повышения квалификации учителей.

Предусмотреть возможность участия учителей в информационной системе ФЦПУ в качестве разработчиков, консультантов, тьютеров, и т.п., что позволит им получать значительный доход.

Разработать:

- единые электронные карты учащегося и педагогических работников, являющиеся электронным документом, подписанным электронной цифровой подписью, удостоверяющей личность и позволяющей участвовать во всех мероприятиях информационной системы, обеспечивая однозначную идентификацию личности;

- механизмы поддержки учащихся, проявивших выдающиеся результаты;

- программы обучения учащихся, проявивших выдающиеся результаты;

- программные продукты, позволяющие создавать структурные подразделения образовательных организаций и нетипичные организации в соответствии с ФЗ «ОБ образовании в РФ» для выявления и поддержки учащихся, проявивших выдающиеся результаты, в форме сетевых виртуальных организаций, осуществляющих свою деятельность, оптимально сочетая традиционную и электронную формы;

- медали и ордена.

Для решения поставленных задач в рамках данного проекта предусмотреть создание координационных советов, рабочих групп и комиссий, осуществляющих основную деятельность в электронном виде, используя возможности специально созданной подсистемы.

На региональном уровне

Разработать:

- план мероприятий по реализации данной Концепции;

- оценки и поощрения руководителей управлений образования и образовательных организаций, а также учителей за активное участие в олимпиадах, за подготовку учащихся, проявивших выдающиеся способности;

- региональные меры поддержки учащихся, проявивших выдающиеся способности.

Создать в информационной системе ФЦПУ многофункциональный Web-портал, который предусматривает возможность создания единого информационно-коммуникационного пространства сферы образования региона.

Организовать и проводить региональные олимпиады и конкурсы с целью выявления учащихся, проявивших выдающиеся способности, а также обеспечить участие учащихся из региона в региональных, окружных, всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах.

Организовать процесс обучения и воспитания учащихся, проявивших выдающиеся способности, в регионе с учетом возможностей информационной системы ФЦПУ.

Принять меры по обеспечению общественного признания заслуг работников образования, достигших результатов в проявлении и поддержке учащихся.

Проработать вопрос создания нетиповых организаций в форме сетевых виртуальных объединений.

Проводить работу по привлечению меценатов для участия в данном проекте.

На муниципальном уровне

Разработать:

- план мероприятий по реализации данной Концепции;

- критерии оценки и поощрения руководителей ОО и педагогов за активное участие в олимпиадах, за подготовку учащихся, проявивших выдающиеся способности;

Организовать и проводить муниципальные олимпиады и конкурсы с целью выявления учащихся, проявивших выдающиеся способности, а также принимать необходимые меры, обеспечивающие участие учащихся образовательных организаций, расположенных на территории муниципального образования, в муниципальных, региональных, окружных, всероссийских и международных олимпиадах.

Определить целесообразность создания территории муниципального образования нетиповых организаций.

Проводить работу по привлечению меценатов для участия в данном проекте.

Создать Web-портал муниципального управления образования в рамках информационно-коммуникационной системы ФЦПУ.

На уровне образовательной организации

Создать: - многофункциональный Web-портал образовательной организации в рамках комплексной информационно-коммуникационной системы;

- систему взаимодействия и совместной работы учителей и родителей по реализации данной Концепции с использованием возможностей Web-портала;

- систему подготовки учителей для работы с учащимися, проявившими выдающиеся способности, обеспечивая их обучение на курсах повышения квалификации в режиме дистанционного обучения;

- систему общественного контроля за деятельностью образовательной организации и педагогов в плане реализации программ поддержки учащихся, проявивших выдающиеся способности;

- электронную библиотеку ОО, определив механизм ее пополнения электронными ресурсами;

- мультимедийный класс, где учащиеся, проявившие выдающиеся способности, могли бы обучаться дистанционно в соответствии с установленной программой, в том числе в режиме видеоконференции;

- условия для творческой и физкультурно-спортивной деятельности учащихся, проявивших выдающиеся способности.

В соответствии с ФЗ РФ от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» создавать структурные подразделения для выявления и поддержки учащихся, проявивших выдающиеся способности, в том числе в форме сетевых виртуальных организаций.

Определить порядок и механизмы:

- проведения в рамках ОО олимпиад и конкурсов;

- создания базы проблемных видеолекций, видеоуроков и других электронных ресурсов, необходимых для обучения в рамках поддержки учащихся, проявивших выдающиеся способности;

- привлечения в проект меценатов, в том числе проводя определенную работу с работодателями, родителями и т.д.;

- осуществления стимулирующих выплат учителям за подготовку учащихся, проявивших выдающиеся способности;

- использования Первого Федерального Интернет-телевидения в процессе образования и воспитания учащихся;

- обеспечения участия учащихся на муниципальных, региональных, окружных, всероссийских и международных олимпиадах школьников, а также участия учителей в соответствующих конкурсах.

Разработать методику использования возможностей универсальной социальной сети «Универсеть» в процессе образования и воспитания учащихся, проявивших выдающиеся способности.

Обеспечить достойное представительство образовательного учреждения во «Всероссийском онлайновом педагогическом совете» и в Общероссийском родительском комитете.

Принять меры, обеспечивающие участие учащихся в мероприятиях, проводимых в информационной системе ФЦПУ.

Принимать меры по общественному признанию заслуг педагогов и учащихся, используя возможности ФЦПУ.